Для ребенка семья – это, до определенного момента, целая Вселенная, отталкиваясь от которой он и строит свои взаимоотношения с внешним миром.
Ребенок интересуется окружающим его миром, испытывает его с помощью различных типов поведения и эмоциональных реакций. Все это делается для познания мира, ощущения себя его частью и адаптации к той среде, которая ему наиболее подходит и имеет значение. Он действует разными способами и совершает разные поступки, ориентируясь лишь на реакцию близких ему взрослых. Все это происходит до тех пор, пока ему не откроется максимально подходящий вариант, который он и будет в дальнейшем совершенствовать.
Родительские принципы, эмоциональность реакций, взаимоотношения с окружающим миром, поведенческие модели – все это лежит в основе фактического формирования психики ребенка. А связано это с тем, что в совсем детском возрасте все воспринимается всерьез, и не подвергается критической оценке. Поэтому и влияние взрослых людей так огромно в этом возрасте на организацию эмоциональной и поведенческой базы, ведь она сформировывается довольно рано, и, что любопытно, с годами практически не меняется.
Если в семье настоящие чувства, взаимное уважение и забота подменяются тяготением к безмерной власти над другими членами семьи, если родители не испытывают любви к ребенку такому, каким он является, а всячески продвигают образ человека, которого они хотят непременно видеть – самый лучший, самый успешный, самый умный. Если насильно пытаются использовать его лишь для достижения собственных целей и удовлетворения собственных амбиций и потребностей. Все это крайне негативно сказывается на взрослении и становлении подрастающего человека.
Поэтому неграмотное взаимодействие родителей с детьми является огромным препятствием на пути развития ребенка, что выражается в излишнем оберегании или в игнорировании и недостаточной поддержке ребенка. В первом случае, ребенок не может определиться с собственной моделью поведения, а вторая влияет на то, что он попросту не верит в собственные способности. Все это лишает его индивидуальности, а он сам не ощущает себя личностью и в нем копится огромный груз неудовлетворенных личных амбиций и желаний.
Такая обстановка не позволяет молодому человеку определиться, выделить себя из толпы, и сделать выводы, чего именно хочет лично он. Его действия, сосредоточенные на достижении равновесия и самоутверждения, будут беспорядочными и непредсказуемыми. Способность адекватного, быстрого, гибкого и положительного реагирования на постоянно изменяющиеся условия современного мира у таких людей не до конца сформированы. А связано это с наличием ограниченного набора неэластичных стереотипов взаимодействия с миром взрослого окружения, которые, по понятным причинам, давно не соответствуют реальной ситуации.
Человек остается не до конца развитым психически и довольно инфантильным: ярко выражена внушаемость, ему тяжело отсрочивать получение удовольствия и полностью осознать последствия действий, присущи чувства «стадности», неадекватная самооценка, а также ряд других психических и моральных изъянов. И именно на этой почве хорошо разрастаются всевозможные комплексы, различные психологические проблемы, психосоматические заболевания и неврозы, а спустя короткий промежуток времени можно ожидать и возникновение наркомании, как одного из проявлений инфантильности.
Наркотики быстро и качественно «устраняют» все внутренние конфликты в таких людях, какое-то время он даже чувствует себя счастливым, он входит в определенный круг людей, которые к нему хорошо относятся, главное, чтобы он систематически принимал наркотик.